Управление финансами жизненно важно для компании любого размера. Как правило, все организации проходят похожий путь, организуя этот процесс.

Крепкая память предпринимателя

На старте небольшого бизнеса все финансовые заметки хранятся в ежедневнике и памяти организатора предприятия. Как правило, это напоминания, кому сколько и когда заплатить. Но возможности одной головы не безграничны, да и других дел, как правило, полно.

Бюджет движения денежных средств

Когда финансовых данных становится слишком много, составляется план платежей и поступлений с разбивкой по неделям или по месяцам. Ведь если вовремя не сделать платеж, то и дело может встать, а если не дергать контрагентов по их долгам, то самому без денег можно остаться.

На основе этих данных можно разработать платежный календарь, можно назначить контролера, который будет пропускать только плановые платежи. Таким образом мы обеспечиваем платежеспособность бизнеса и избавляем руководителя предприятия от необходимости ежедневно подписывать мелкие счета.

Как правило, на этом этапе появляются руководители подразделений, которым нужно финансирование для выполнения своей работы – маркетологи, производственники, руководители проектов и так далее. Соответственно, возникают бюджет маркетинга, бюджет производства и бюджеты прочих основных подразделений.

Бюджет компании

Использование в своей работе только бюджета движения денежных средств несет ряд значительных рисков, и чем крупнее компания, тем эти риски выше. Основной риск – мы не планируем свою прибыль.Руководители подразделений не отвечают за выполнение показателей эффективности работы компании (например, рентабельности продаж, норм себестоимости, прямых затрат, оборачиваемости).

В результате может сложиться ситуация, когда предприятие чувствует себя успешным, имея в наличии достаточное количество денег (например, полученных в качестве авансов). Но при этом прибыль компания может и не зарабатывать, получая убыток каждый месяц.

Для решения этой проблемы необходимо регулярно разрабатывать бюджет доходов и расходов (результатом которого является план по прибыли) и бюджет балансового листа.

Бюджетная модель

При росте предприятия, увеличении штата и ассортимента, дроблении на несколько юридических лиц, ручное составление бюджета оказывается достаточно трудоемким.

Зачастую компания с большими усилиями составляет годовой бюджет, но и его кладет на полку, используя только как ориентир. Как просчитать несколько вариантов развития событий? Как определить, насколько экономически выгодно то или иное управленческое решение? На эти вопросы невозможно найти ответ с помощью десятка бумажных листов с цифрами.

Для получения ответов необходимо разработать экономическую модель работы компании любым доступным способом, например с помощью Excel. На листах исходных данных мы указываем объемы продаж, нормы расходов, планируемые инвестиции, а на выходе получаем годовой бюджет с необходимой детализацией.

Таким образом, мы получаем инструмент с возможностью просчитать последствия любого нашего решения – изменения плана продаж, изменения цены, изменения условий работы с поставщиками, выплаты дивидендов, перехода на другую систему налогообложения, инвестиций и прочее.

Определите, на каком этапе находится Ваша компания и не пора ли получить от бюджетирования больше пользы, чем есть у Вас сейчас.